banner 3
Минск +375 (29) 622-31-29
Молодечно +375 (44) 759-71-39
RU EN LT 

Распространенная ошибка предпринимателей

За 6 месяцев 2016 года налоговые органы Минска установили нарушения налогового законодательства у 2531 индивидуального предпринимателя, что составляет 98,5% от всех проверенных ИП.
В МНС уточняют, что проверки предпринимателей (особенно торгующих товарами легпрома) проводятся по обоснованным жалобам покупателей, которые обращаются на телефон доверия, или при наличии достоверной информации о нарушении налогового законодательства.

Товар без сопроводительных документов – за последние пару лет это нарушение занимает лидирующие позиции среди представителей малого бизнеса. Ответственность за него – штраф и, весьма часто, конфискация товара.

На эту тему вопросы никогда не иссякают, и нам задают их тоже часто. Итак, давайте разберемся, что, где и когда должно быть оформлено.

Правонарушением будет считаться приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, а также реализация товаров:

  • Без сопроводительных документов.
  • Без документов, подтверждающих приобретение товара.
  • Без документов, подтверждающих поступление товара.
  • Без документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации.


Особенно часто подобные нарушения обнаруживаются у интернет-магазинов, которые не выписывают накладные при доставке товара покупателю.

  • Если документы не соответствуют действительности — т.е. признаны недействительными ввиду взаимодействия компании/предпринимателя с лжепредпринимательскими структурами.


Если будет установлено, что вы являетесь контрагентом подобной структуры, вам, скорее всего, придется доплатить налоги, а также, весьма вероятно, заплатить штраф (с возможной санкцией конфискации выручки/товара).

  • Если реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля.

Какие документы и где должны находиться

Теперь давайте разберемся, какие же документы и где обязаны у вас быть.

В ходе проверки вам будет необходимо предоставить первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарные, товаро-транспортные и CMR-накладные).

Что касается обязательных к наличию документов, руководствоваться в первую очередь стоит Налоговым Кодексом. Согласно ст. 22 НК РБ плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие следущих документов:

1. В местах хранения товарно-материальных ценностей (например, на складе) — документы, подтверждающие приобретение/поступление товара.

2. При транспортировке (т.е. в транспортном средстве) — документы, подтверждающие приобретение (поступление) ТМЦ.
Если по закону на товар необходимо оформлять сертификаты соответствия или иные документы, подтверждающие надлежащее качество товара, то они также должны быть у перевозчика на руках во время транспортировки.

3. При реализации (в торговом объекте):

  • Документы, подтверждающие приобретение товара, если он поступает непосредственно в торговый объект.
  • Документы, подтверждающие отпуск в реализацию, если ТМЦ поступили в место реализации после его оприходования в другом месте.


Поясним также порядок передачи документов для учета в бухгалтерию организации.

Для этого обратимся к разъяснениям, которые даны контролирующими органами по данному вопросу. Говорят они следующее: документы, подтверждающие приобретение товаров, их отпуск в реализацию до их передачи в бухгалтерию должны быть в местах хранения/реализации товаров. А после составления и передачи товарного отчета, должны храниться в бухгалтерии компании.

Как проходят проверки

Все, что сказано выше, необходимо соблюдать независимо от того, ожидаете ли вы проверку или нет. Если же вы все-таки попали в план контрольных мероприятий, дадим несколько советов по этому поводу. Отметим также, что во многих случаях сигналом к организации проверки становится жалоба покупателя.

Далее большая часть проверок идет по отработанному сценарию. Если речь идет о розничной торговле, это будет контрольная закупка. Не выбили чек проверяющему, недовесили товар или продали просроченный – получили требование о предоставлении документов. Поэтому лучший способ избежать неприятностей, работать честно и не нарушать закон.

Очень часто в ходе проверки сами проверяющие еще не знают, есть ли у вас какое-либо нарушение, поэтому они могут потребовать и документы на приобретение товара, и на поступление, и на отпуск, и на реализацию.

В ходе проверки субъект хозяйствования получает требование о предоставлении документов в течение определенного срока. На этом этапе рекомендуем внимательно читать требование и обратить внимание на этот срок, в течение которого документы должны быть вами предоставлены. Руководствуйтесь указанным в требовании сроком, независимо от того, что говорит вам проверяющий.

Также относитесь внимательно и к передаче документов проверяющим. Желательно, чтобы она была оформлена актом изъятия документов.

Одновременно у участников проверки берутся объяснения по поводу наличия либо отсутствия документов. Это крайне важный момент, к которому стоит относиться очень серьезно. Ведь ваши пояснения будут играть в вашу пользу (или против вас), если дело дойдет до суда. Ведь изменить или исключить факты из первоначальных объяснений фактически невозможно.

Результатом ошибки может стать наложение штрафа, а также конфискация товара или выручки за него. Надежды на благополучный исход проверки рушатся в тот момент, когда субъект узнает, что дело будет передано в суд, а товар может быть конфискован. При этом рассчитывать на призрачную альтернативу «штраф с конфискацией товара или без» не стоит. Отметим также, что выручка за реализованный товар может быть взята за 3 последних года деятельности предприятия.

Рассчитывать на то, что объемы вашей деятельности небольшие и поэтому вас никто не заметит, и, соответственно, бояться нечего, также не стоит. Приведем свежий пример. В городе Гродно к административной ответственности было привлечено ООО «К», на складе которого хранилось 20 рулонов ткани. При этом документов, подтверждающих приобретение/поступление не было. В результате ООО «К» было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 20 базовых величин и конфискации соответствующего товара.

Таким образом, будьте внимательны к документам, ведь забывчивость или беспечность в отношении первичных документов может обойтись довольно дорого. Мы настоятельно рекомендуем вам убедиться, что документооборот вашей компании устроен верно. Иначе последствия могут быть весьма неприятными.

Изображение: www.u-b-s.ru